Авиационный спорт – вид деятельности, включающий в себя проведение соревнований с использованием различных видов летательных аппаратов.
Выделяют такие виды авиационного спорта:
- Самолетный;
- Вертолетный;
- Авиамодельный;
- Воздухоплавательный;
- Планерный;
- Парашютный;
- Сверх легкая авиация (СЛА).
В 1905 году в Париже создана Международная авиационная федерация (ФАИ) для руководства и проведения мероприятий в области авиационно–спортивного движения. В 1909 году членом ФАИ стала Россия. В 1992 году образована Федерация авиационного спорта России. Включает в себя все виды сверхлегкой авиации и участвует в международных соревнованиях.
Вся история человечества пронизана мечтой о необозримых небесных просторах. Мечтой о полете. Летать умели боги в сказаниях и герои древнегреческих легенд при помощи приспособлений – волшебных колесниц или кораблей. На небо отправлялись и находили там пристанище прославленные герои мифов. Шли века, а мечта о покорении воздушной стихии не угасала.
В конце 15 века великий ученный Леонардо да Винчи сделал чертежи летательного аппарата, но подняться в воздух люди смогли спустя века. В 1783 году французы, Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд, поднялись в небо на воздушном шаре изобретенном братьями Монгольфье Это первый официально зарегистрированный полет. Воздушные шары поднимались ввысь из–за разницы температур — горячего воздуха внутри шара и прохладного снаружи. Летали такие воздушные суда только по ветру – способа изменять направление движения не было.
Технический прогресс вместе с настойчивыми усилиями энтузиастов привели к управляемому полету бразильца Альберто Сантос-Дюмона, при помощи установленного на сигарообразный дирижабль бензинового двигателя. Произошло это в 1901 году, он пролетел над предместьями Парижа 11 километров. Это событие стало гигантским шагом в развитии воздухоплавания. Воздушные шары вытеснялись дирижаблями, скорости и дальности полетов росли. В 1929 году дирижабль «Граф Цеппелин» облетел вокруг земного шара. В 1937 году завершая трансатлантический полет загорелся и разбился «Гинденбург». Так закончилась эпоха дирижаблей, как вида транспорта. Впоследствии дирижабли нашли применение в воздушной авиации.
Одна эпоха ушла в прошлое, наступила эпоха самолетов. В 1903 году американцы братья Райт построили воздушный аппарат «Флайер-1», взлетели на нем и провели управляемый полет. И пускай длительность полета составила всего 12 секунд, а расстояние 36,5 метра. Это был тот момент, когда история человечества сделала кардинальный скачок в развитии. Что было бы – не подари отец сыновьям игрушку летательного аппарата? Или если бы мальчишкам неинтересно было запускать воздушных змеев? Возможно люди так и мечтали, глядя в небесную синь. Но все произошло так, как произошло. И развитие самолетостроения пошло вперед огромными шагами.
История вертолетостроения шла параллельно развитию самолетов. В 1784 году французы Бьенвеню и Лонуа построили первый прототип летательного аппарата похожего на вертолет, но и в начале 20 века аппарат, поднимающийся над землей уже на 200 метров, все еще оставался неуправляемым и крепился тросами к земле. Конструкторы добились зависания аппарата в воздухе на 1,5 часа, но стабильности в управлении полетом не было. Прорыв произошел в 1941 году, когда Игорь Сикорский (до тех пор прославившийся как гениальный конструктор тяжелых самолетов, уехавший после революции в США) применил принцип обеспечивший стабилизацию машины в воздухе. Этот принцип широко используется в наше время в вертолетостроении.
Свободное планирование на воздушных потоках считалось только фактором, помогающим полету самолета. Пока немецкий инженер Лилиенталь не объяснил причину парения птиц и разработал основы планеризма. Построенные им летательные аппараты стали прообразами современных планеров. В 1896 году при испытаниях летательного аппарата он погиб. Хвостовую часть его летательной машины доработали американские изобретатели и уже с 1930 года планеры начали производить массово. Сначала они использовались в военных целях, но в наши дни завоевали популярность как туристический вид спорта.
Развитие летательных аппаратов шло параллельно с развитием средств безопасного, более плавного приземления. Первые опыты с тканевыми куполами проходили еще в 18 веке. Первые попытки были наивными и небезопасными – прыжки с зонтиками с деревьев плохо заканчивались, а тряпичные купола не раскрывались. Тем не менее в 1802 году французский испытатель Гарнерен совершил успешный прыжок с парашютом с высоты 2400 метров. В 1950-х годах парашютный спорт признан официальным видом спорта, что дало толчок для его стремительного и массового развития.
Развитие авиационного спорта не стоит на месте. Инженеры и конструкторы вносят изменения в конструкцию, применяют все новые материалы и варианты топлива. Энтузиасты развивают и усложняют виды авиационного спорта. Авиаперелеты давно и прочно вошли в нашу действительность и стали чем-то обыденным, но проторенная первопроходцами дорога в небо все так же манит людей. Увлекает бескрайностью неба и красотой земли, открывающейся с высоты птичьего полета. А это значит, что авиационный спорт будет и дальше развиваться.