История русского кулачного боя
На Руси традиция кулачных боев зародилась с незапамятных времен и даже запечатлена в летописи «Повесть временных лет». Нестор Летописец был не в восторге от такого увеселения. Человеку с глубоко христианскими убеждениями кулачный бой кажется неприемлемым, исходящим от нечистых сил. Попросту говоря, эта русская традиция относится к временам язычества. Годы шли, сакральное значение терялось, зато сам ритуал остался. Кулачный бой, несмотря на вечное недовольство «деятелей христианства», развивался на протяжении 9 веков (XI-XX), о чем сохранились доказательства. Среди них: фотографии, многочисленные указы о запрете, воспоминания современников и даже видеозаписи.
Кулачный бои проводились по большим праздникам. Например, в Масленицу давали волю кулакам перед постом. Такая традиция существовала на всей территории Руси. Местом проведения выбирали широкую улицу или даже замерзшее озеро, чтобы все желающие уместились. Праздник проходил с размахом: собирались зрители, ходили коробейники с хмельными напитками, цыганские музыканты. И, конечно, на такие состязания любили посмотреть высокопоставленные лица.
Правила и виды кулачных боев
Кулачный бой вовсе не простое махание руками направо и налево. В нем есть определенные правила и виды. В ходе боя категорически запрещалось бить упавшего, бить ниже пояса, заходить со спины, брать оружие. Удар кулаком мог быть 3 видов: удар костяшками, удар основанием, удар головками фаланг пальцев.
Среди боев можно выделить следующие виды.
Сам на сам. Бой один на один, при этом существовало ограничение на применение особо опасных захватов. Заканчивался победой одной из сторон, но были и смертельные случаи. Разновидностью является бой «удар на удар». Противники поочередно били друг друга, не имея права уклоняться. Победителем оказывался самый стойкий, удержавшийся на ногах.
Историки проводят параллели между «сам на сам» и английским боксом, однако на Руси правила проведения были закреплены намного раньше.
Охотницкие — жестокие бои, требующие большой выносливости. Бойцы надевали на руки рукавицы с металлическими бляхами. Как и в «удар на удар», запрещалось уклоняться, но можно было подсекать противника.
Поле – бои с судебной основой, просуществовавшие до 1584 г. Противниками выступали истец и ответчик. В отличие от «сам на сам» — боя, проводившегося ради забавы, победитель в «поле» выигрывал судебное дело.
Массовые бои. Здесь уже разборки принимали масштабный характер: улица против улицы, район шел на район. Известны следующие вариации.
Сцеплялка-свалка – опасная, безудержная схватка, где каждый выбирал себе противника в толпе. Как по цепочке, «русский богатырь» мог расшвыривать одного за другим. Отсюда другое название разновидности боя – цепной.
Стенка на стенку. Если предыдущие виды многие не помнят, то стеночный бой знают все. Одна линия из плотно стоящих в несколько рядов людей шла на другую, после отступала, перестраивалась, вновь вступала в бой. И так до победного конца – пока оборона противника не прорвется.
Подготовка, проведение, завершение
Бой не был спонтанным решением в большинстве случаев. Стороны заранее договаривались о месте встречи и назначили себе главного предводителя. Его можно считать прообразом тренера. Ведь в день перед боем голове предстояло выделить сильнейших и правильно сгруппировать бойцов, чтобы стенка не прорвалась под напором противника. Были тут и элементы стратегии: создавались резервные группы для нанесения неожиданного сильного удара или для выведения из игры определенного бойца противника. В ходе сражения даже использовали военные фигуры, к примеру, клин. Во время боя предводитель был и группой поддержки, и наставником, и непосредственным участником событий.
Чтобы одолеть противника, нужно было подготовиться морально и физически. Поэтому накануне ели много мяса с хлебом, ходили в баню. Не обходилось и без помощи потусторонних сил. Для победы можно было совершить ритуальный танец «ломание», изображающий поступь медведя. Сила мохнатого зверя должна была перейти к бойцу. Можно было убить змею, положить ее в сапог и верить в победу.
Попытки искоренения
С одной стороны подобная забава воспитывала выносливость и подготавливала к реальному бою, с другой выражала ритуал поклонения языческим богам. Обычно кулачные бои проводились во славу Перуна. Поэтому церковь выступала против, потом противницей стала и власть. В 1641 году бои были запрещены царским указом Михаила Фёдоровича, но искоренены не были. А вот Петр I поощрял кулачные бои, в некоторых из них принимал участие «дабы показать удаль русского народа». Указами императрицы Елизаветы Петровны бои регламентировались, вменялась обязанность следить за разборками. В правление Екатерины II бои вновь стали популярными, их частым участником был фаворит императрицы Г. Орлов. При Николае I вновь были запрещены «как забавы вредныя». После революции 1917 г. считались пережитком монархии. Набирающая популярность философия восточных единоборств подавила интерес молодежи к кулачным боям в XX в.
На современном этапе истории кулачные бои по всем правилам можно увидеть только на постановках различных обществ сохранения традиций. Борьба власти против этой традиции не привела к ее истреблению. Просто она изменилась под влиянием времени, и теперь желающие смотрят на бои в залах или посещают мероприятия, где можно попробовать свои силы.